Кавказский рубеж: как архивные документы раскрывают авантюризм вермахта

В Москве представили первый том масштабного четырёхтомника «Битва за Кавказ. От Ростова до Новороссийска». Презентация прошла в канун 83-й годовщины освобождения Краснодара. Историки подчеркивают: это сражение долго оставалось в тени Сталинградской битвы, хотя именно борьба за кавказскую нефть и коммуникации во многом предопределила исход не только кампании 1942 года, но и всей войны.
«Мы хотели показать картину целиком, — говорит один из авторов, Артем Драбкин. — Не только сухопутные бои и сражения в горах, но и масштабные операции на рубежах Терека и Кубани, воздушные бои и борьбу за Черное море». Особенность работы — принципиальный подход к источникам. Авторы скрупулёзно сопоставляли советские и немецкие документы, чтобы восстановить объективный ход событий.
Как рассказал соавтор книги, историк Денис Голубев, значительная часть немецких архивов после войны оказалась в США, а позднее вернулась в Германию. Однако американские копии остались доступны исследователям. Эти документы, по словам историков, проливают свет на многие спорные моменты. Например, опровергают устойчивый миф о том, что Гитлер «волевым решением» развернул войска с Кавказа под Сталинград. Архивы показывают иную логику развития событий.
Авторам удалось чётко выявить слабость немецкого стратегического планирования. «У них было хорошее тактическое планирование, неплохое оперативное, но стратегическое — очень слабое, — объясняет Драбкин. — Разрыв между реальными возможностями и амбициями был колоссальным». Историк Фёдор Дроздов обращает внимание на «стратегическую наглость» вермахта: испытывая острый дефицит горючего и людей, немецкое командование ставило задачи по захвату Владикавказа, Грозного и Баку.
«Авантюризм был характерен не для немцев в целом, а конкретно для Гитлера как вдохновителя, — уточняет Денис Голубев. — Само решение напасть на СССР недостаточными силами привело к печальным для Германии последствиям».
В процессе работы открылись и детали, восстанавливающие картину народного сопротивления. Как отметил историк Артем Чунихин, в немецких отчётах после первых боёв за Краснодар с удивлением писали об участии в сражениях гражданских — жителей Кубани, которые целыми семьями шли в добровольцы. Из-за стремительного наступления противника их часто даже не успевали переодеть в военную форму.
Главная цель четырёхтомника, по словам Артема Драбкина, — создать сбалансированную историю Великой Отечественной, где есть место и героизму, и трагедии. Чем больше мы знаем о войне из документов всех сторон, тем меньше остаётся места для фальсификаций. Битва за Кавказ, длившаяся с июля 1942-го по октябрь 1943 года, стала одним из ключевых этапов войны. Краснодар, освобождённый 12 февраля 1943-го, пережил 186 дней оккупации.